ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПОДВОДНИКОВ
Ежегодно, 7 апреля в Российской Федерации отмечается памятная дата, посвященная погибшим подводникам Военно-морского флота России.
Она установлена Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 г. в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» Краснознаменного Северного флота.
В этот день, по традиции, в 17 часов 08 минут (официальное время гибели) корабли флота приспускают Андреевский флаг, а моряки чтят память погибших подводников минутой молчания.
С 1984 г. подводная лодка К-278 «Комсомолец» являлась базой для проведения экспериментов в области глубоких погружений, помимо этого лодку использовали для учений флота и несения боевой службы. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами.
В день гибели подводная лодка выполняла задание – охрана северных границ СССР в Норвежском море в 180 километрах от острова Медвежий, на глубине 380 метров. На борту атомной лодки возник пожар, который привел к разгерметизации систем сжатого воздуха. В результате шестичасовой самоотверженной борьбы ядерная катастрофа была предотвращена. Однако корпус подводной лодки спасти не удалось – ее затопило.
В результате героической борьбы, из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 моряка, в том числе и командир корабля – Е. Ванин. Указом Президиума Верховного Совета СССР, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» были посмертно награждены орденом Красного Знамени.
Позже имена погибших моряков, были увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там же находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование.
За более чем столетнее существование российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами.
Так, первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 г. во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин», в результате которой погибли 24 матроса, а также исполнявший обязанности командира, лейтенант Анатолий Черкасов, 12 членам экипажа удалось спастись.
Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны. Так за время Первой мировой войны, погибло 29 подводных лодок. А за годы Великой Отечественной войнысоветский подводный флот лишился 101 подводной лодки.
В послевоенный период главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.
11 января 1962 г. на подводной лодке Б-37 из-за проведения сварочных работ на лодке произошел взрыв боезапасов, вследствие чего конструкция лодки пострадала и находящаяся неподалеку подводная лодка С-350 получила серьезные повреждения: были затоплены два отсека. На двух лодках погибли 122 человека.
Дизельная ракетная подводная лодка К-129 во время несения боевой службы в марте 1968 г. затонула по неустановленным причинам, а вместе с ней и 98 человек членов экипажа.
Атомная подводная лодка К-8 затонула вследствие пожара 12 апреля 1970 г. в Бискайском проливе во время несения боевого дежурства, весь экипаж погиб.
Атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» затонул 12 августа 2000 г. во время проведения учений Северного флота в Баренцевом море, где погиб весь экипаж – 118 человек. Это далеко не весь список трагедий подводных лодок.
Подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.
Вечная память мужественным людям, отдавшим свои жизни, находясь на службе Отечеству!
Связь с нами
+7 (856) 311-48-63 drkm-official@yandex.ru
ДНР, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 189-а