13 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСА
Троллейбус – один из наиболее экологичных и удобных видов общественного транспорта. Миллионы людей ежедневно пользуются им по всему миру.
Слово «троллейбус» английского происхождения. Дословно оно переводится как «трамвайный автобус». По внешнему виду первые модели напоминали вагоны трамваев. Некоторое время их так и называли – «безрельсовый трамвай».
История создания троллейбуса началась в 1880 г. Идея конструирования подобного транспорта принадлежит двум братьям Зименс, более знакомым как Сименс. Они работали над проектом одновременно. Вильгельм жил в Англии и трудился над статьей по этому вопросу. Вернер находился в Германии и на практике экспериментировал создание безрельсового транспорта.
Через 2 года в Германии представили первый безрельсовый механический пассажирский транспорт. Опытная линия была построена в городе Инстербург (ныне – Черняховск Калининградской области). Первая регулярная троллейбусная линия была открыта в предместье Берлина Галензее 29 апреля 1882 г.
В России первыми чудо-транспорт увидели жители северной столицы 31 марта (13 апреля) 1902 г. Машина предназначалась для перевозки грузов. Экипажная часть была изготовлена заводом Петра Фрезе, а двигатель и электрооснащение были разработаны графом С. И. Шуленбергом.
Первый российский троллейбус был создан в 1933 г. на московском заводе «Динамо». Поначалу троллейбус был пригородным транспортом, а в 1934 г. троллейбус начал ездить на улицах столицы. Первая троллейбусная линия в Москве открылась в ноябре 1933 г. и имела протяженность 7,5 км.
Первый троллейбус на улицах Сталино (ныне Донецк) появился 31 декабря 1939 г. В первые дни курсировали две машины, каждая из которых вмещала 44 человека, для сидения отводилось 34 места. В троллейбусе было электрическое отопление, он развивал скорость от 55 до 60 километров в час.
Машины курсировали на линии с 7 часов утра до 12 часов ночи, стоимость проезда составляла 30 копеек. Протяженность маршрута – 3,5 км, осуществлялось 7 остановок: завод им. Сталина, проспект им. Павших коммунаров, Институтский проспект, Комсомольский проспект, кинотеатр им. Шевченко, Трамвайный городок, Студгородок.
Троллейбус на улицах города Сталино (из фондовых коллекций ГБУ-ДРКМ)
Интересные факты:
Первые троллейбусы выглядели как повозки без крыши.
Двухэтажный троллейбус в 1937 г. импортировали из Англии. По его модели Ярославский автомобильный завод построил 10 двухэтажных машин. С 1939 г. двухэтажные троллейбусы (ЯТБ-3) начали ездить по улицам Москвы. Троллейбус развивал скорость до 55 км/ч. Последний советский двухэтажный троллейбус был выпущен 28 февраля 1939 г. Эксплуатировались такие машины в Москве до 1953 г.
В годы Великой Отечественной войны на заводах была создана серия грузовых троллейбусов, которые осуществляли перевозки важнейших грузов для снабжения столицы (дрова, уголь, овощи, муку, хлеб, военные грузы).
В СССР построили длиннейшую горную междугородную линию протяженностью 86 км. Она соединяла Ялту и Симферополь. Открытие троллейбусной линии Симферополь-Алушта состоялось в ноябре 1959 г., а Симферополь-Ялта в июне 1961 г.
В Санкт-Петербургском музее электрического транспорта, Новосибирском музее истории развития городского электротранспорта представлены макеты трамваев и троллейбусов времен зарождения электротранспорта, коллекции касс и компостеров, фотографии и документы, связанные с историей троллейбусов и трамваев.
Связь с нами
+7 (856) 311-48-63 drkm-official@yandex.ru
ДНР, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 189-а